Главная страница — Статьи — Работа центробежного насоса в системе
Насосная установка и сеть трубопроводов образуют единую систему, характеризуемую равенством подачи насоса и расхода, проходящего в сети, а также равенством напоров насоса и расхода в сети. В общем случае энергия насоса, эквивалентная его напору, расходуется для подъема жидкости на высоту ζ2 — ζ1, создания давления в системе p2 — p 1 и преодоления суммарных сопротивлений hп1 — hп1 (рис.1).
Статический напор Нст = (p2— p1) ⁄ ρ ⋅ g + (ζ2 — ζ1) можно считать независящим от расхода сети; гидравлические потери в сети приближенно пропорциональны расходу во второй степени: hп1 + hп2 = ζQ2
Тогда для сети верно Hс = Hст + hp + (v22 — v12) / 2g = A + BQ2
Характеристикой сети называется графическая зависимость напора в сети Hc от расхода сети Q
Графически установившееся равновесное рабочее состояние системы насос - сеть определяется точкой пересечения характеристик насоса и сети, которая называется Рабочей точкой . Для известных характеристик насоса и сети може быть только одна рабочая точка, определяющая устойчивый рабочий режим системы. По условиям эксплуатации расход сети может меняться. При этом будет меняться и напор, расходуемый сетью и, следовательно, положение рабочей точки. Ясно, что всякое новое положение рабочей точки может быть получено изменением формы и положения характеристик насоса и сети.
Регулирование работы насосной установки необходимо для изменения основных ее параметров: подачи Q и напора Н ; при этом меняются значения N и η
Регулирование может осуществляться воздействием на элементы сети (с изменением характеристик сети) или же воздействием на насос (с изменением формы и положения характеристики насоса). Одним из наиболее распространенных методов изменения характеристики сети является способ дросселирования задвижкой, установленной на напорной линии насоса.
Дроссельное регулирование - это наиболее распространенный, простой и надежный способ регулирования, который осуществляется дросселем, расположенным на напорной линии насоса, обычно вблизи него. По мере закрытия дросселя увеличивается сопротивление и соответсвенно уменьшается подача. Каждому положению дросселя соответсвует новая характеристика сети, благодаря чему характеристика Q — H'тр сети поднимается более круто (рис.2) и пересекает характеристику насоса в режимной точке 2, соответствующей требуемой подаче Q3 . При этом напор в системе равен H3 , а насос развивает напор H2 .
Следовательно, энергия N = Q3⋅ p , где p = H2 — H3 , теряется вследствие увеличения местного сопротивления в задвижке.
Полезная мощность насоса для обеспечения работы системы в точке 3 равна N3 = Q3p3
Затрачиваемая мощность насосной установки в этом случае определяется по следующей формуле N = Q3 p2 / η
Теперь можно вычислить КПД насосного агрегата следующим образом η = N3 / N = η2 p3 / p2
Из указанного тождества видно, что КПД агрегата уменьшается с увеличением разности между напором, развиваемым насосом, и напором, требуемым в сети.
В силу существенных недостатков (неэкономичность и возможность регулирования только в сторону уменьшения подачи) способ дроссельного регулирования целесообразно применять на небольших насосных агрегатах, имеющих плавную рабочую характеристику, где регулирование требуется в течении короткого времени.
Регулирование изменением частоты вращения .
При изменении частоты вращения ni напорные характеристики насоса H = ƒ(Q) представляют собой конгруэнтные кривые и рабочая точка, перемещаясь по характеристике сети, дает различные значения подачи Qpi .
При крутых характеристиках системы Hc и малых значениях Hст , этот метод не приводит к большим дополнительным потерям в гидравлической системе, так как в любых режимах напоры насоса в сети всегда равны между собой. А КПД насосного агрегата ηн.у примерно равен КПД насоса (проточной части) ηi .
Если характеристика сети H' имеет значительную составляющую H'ст , то изменение режима работы насоса будет связано с дополнительными потерями за счет отклонения КПД от зоны максимальных значений.
Регулирование режима работы насоса изменением частоты вращения рабочего колеса является наиболее экономичным. Частоту вращения рабочего колеса насоса можно изменять двигателями с переменной частотой вращения (электродвигателями постоянного тока, электродвигателями переменного тока с преобразователями частоты, паровыми и газовыми турбинами).
Регулирование перепуском (байпасирование)
При этом способе регулирования требуемая подача системы (насос-сеть) достигается возвратом из напорного трубопровода обратно на всасывающий части подачи насоса.
ООО М3
123060, Москва, ул.Расплетина, д.19 +7 (495) 532-75-47, 744-36-84 www.m3-company.ru E-mail: info@m3-company.ru
ООО М3 оставляет за собой право изменять информацию, представленную на данном сайте, без какого-либо предварительного уведомления.
ООО М3 не несет никакой юридической или имущественной ответственности, связанной с использованием информации с настоящего сайта.
Условия использования материалов настоящего сайта.
Copyright © 2010-2014 ООО М3